Поиск по сайту

Истоки Каратэ

Печать
30.03.2010 12:06

Истоки Каратэ как системы боевого единоборства, своими корнями уходят в глубокую древность.

Как это бывает и во многих других областях человеческой деятельности, в многочисленных, более или менее легендарных рассказах трудно выделить действительные истоки этого метода боя при помощи рук и ног.

Именно в Индии, как говорит легенда, пять тысячелетий назад жил принц, который проводил свой досуг за наблюдениями схваток между животными и анализом их движений. Часами он сидел неподвижно и ни один взмах крыла, ни одно движение не ускользало от его внимательного взгляда. Систематизировав свои наблюдения, он ввел некоторое количество приемов борьбы, которые могли быть использованы людьми. На втором этапе он пожертвовал сотни рабов для того, чтобы в точности определить жизненно важные точки человеческого тела: он экспериментировал на них нанося реальные удары.

Оздоровительная гимнастика - Игры пяти зверей (У цин си)Другая легенда, менее кровожадная, пришла из Китая. Создание оздоровительной гимнастики, которая известна под названием "Игры пяти зверей" ("У цин си"), приписывается медику эпохи Троецарствия Хуа То (190-265). Легенда о невероятных способностях Хуа То слагались уже при его жизни. "Игры пяти зверей" Хуа То, передававшиеся от одного носителя традиций к другому, дошли до нас в целости и сохранности. Они состояли в копировании определённых движений медведя, тигра, оленя, обезьяны и журавля.

Бодхидхарма (Дарума)
История сохранила имя человека, имевшего прямое отношение к рождению каратэ. Речь идет об индийском монахе Бодхидхарме, широко известном под японизированным именем Дарума, основателе буддийской созерцательной секты под названием Дхьяна ("Чань" по-китайски и позднее "дзен" по-японски). Он прибыл в Китай в 520 году нашей эры, чтобы проповедовать буддизм Махаяны (Путь Большой Колесницы) и, после долгих странствий, в период царства Вэй, основался в монастыре Шао-линь-су (по-японски "Сериндзи") в провинции Хонан.

Суть учения Бодхидхармы, ставшего причиной его конфликта с местным правителем, заключалась в том, что в отличие от ортодоксального буддизма, проповедовавшего сострадание и смирение, Чань-буддизм стал религией, призывавшей к самосовершенствованию, размышлениям, наблюдению и самосозерцанию с целью познания истины, укрепления тела и духа.

Он стал проповедовать новое умение обитателям Шаолиня. И на первых же занятиях заметил, что его ученики слабы духом и телом и засыпают прямо во время проповедей. К тому же на монахов и монастыри часто нападали разбойники и грабители и Бодхидхарма решил дать монахам системы психофизических упражнений под названием 18 движений рук Архатов "Ши Па Лохан-Шо" (Архат-Полубог в буддийском пантеоне), которую обнародовал в 522 году на 109 году жизни.

Будучи сыном знатного Раджи, Бодхидхарма в молодости изучал боевые искусства, развивавшиеся в Индии с незапамятных времен. По преданиям, сам Сиддхартха Гаутама, ставший впоследствии Буддой, был искусен в рукопашном бою. Так, что различные виды невооруженного поединка получили в стране широкое распространение, причем определённое влияние на них оказал греческий панкратионкулачный бой с бросками, подножками и захватами, попавший в Индию вместе с войском Александра Македонского. Особенно популярна была борьба ваджрамушти, которой и владел Бодхидхарма.

Трудно утверждать, что Бодхидхарма основал каратэ или, в более широком смысле методы боя, поскольку, если и возможно, что он предложил ряд физических упражнений, целью которых являлось укрепление тела и подготовки его к серьезным испытаниям, каковыми являются чрезвычайно длительные сеансы медитации, то эти движения отличались небольшим размахом и главным образом базировались на способах дыхания. Тем не менее эту технику в некоторой степени можно рассматривать как фундамент особо эффективных методов ведения боя, которые распространились по Китаю под названием Шао-линь-су-Кэмпо.

После смерти Бодхидхармы монастырь Шаолинь испытывал много потрясений — это была эпоха, когда Китай был разделен на множество враждующих царств. Так, после серии крестьянских восстаний, охвативших страну в начале IX века, в 845 году вышел антибуддийский указ, и большое количество монастырей было разрушено за то, что монахи поддерживали восставших. Та же участь постигла и Шаолинь, который сгорел, а монахи рассеялись, разнося во все концы методы Бодхидхармы. В те смутные времена дороги были наводнены разбойниками, и монахи имели массу возможностей применять Шао-линь-су-Кэмпо на практике. Вскоре монастырь был отстроен заново. Появились стили, основанные на подражании движениям животных. А главное — в Шаолине была создана уникальная система подготовки бойцов, равной которой не было. Техника монахов воспринималась как чудо и увлекала все больше людей. Многие стремились овладеть этим мастерством. Однако такое быстрое распространение неизбежно сопровождалась трансформацией Шао-линь-су-Кэмпо в простой набор действий схватки. Суть учения Бодхидхармы — осознание духовной цели — была потеряна. Эта цель была заново открыта и поставлена уже в Японии, куда дзен проник в XII веке и был принят военной кастой самураев.

За основу взят материал из книги "Каратэ-до" В. Галан

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Голосование

Какими единоборствами Вы занимаетесь?
 
Main page Contacts Search Contacts Search