Поиск по сайту

Шотокан (Сётокан)

Печать
07.04.2010 15:27

Эмблема Сётокана

Шотокан (Сётокан) — самый массовый стиль каратэ не только в Японии, но и во всем мире и относится к четырем крупнейшим, наряду с Вадо-Рю, Годзю-Рю и Сито-Рю. Основан окинавским мастером Гитином Фунакоси. Сётокан в дословном переводе с японского означает "Дом Сёто" и под этим названием существует с 1936 года.

Гитин Фунакоши каратэ шотокан картинка"Сёто" — это литературный псевдоним Г. Фунакоси, взятый им еще со времени пребывания на Окинаве, где он преподавал японский язык в педагогическом училище г. Сюри, переводится как "сосны и волны". Там же у него была своя школа под названием "Сёто Гакко", где он преподавал Каратэ.

Красный круг — символическое изображение солнца, охваченный белым полумесяцем, представляет собой эмблему стиля и означает единство двух противоположных начал мироздания — Ян и Инь — Солнца и Луны. Тотемный знак — стилизованное изображение тигра с поднятой передней лапой и иероглифом "кё" ("учение") над задней лапой.

Сётокан представляет собой вариант адаптированного Сюри-Тэ и генеалогически является его прямым наследником, поскольку Фунакоси подверг основательной переработке систему, которую изучал у своих учителей Итосу и Адзато — великих мастеров, учеников самого Сокана Мацумуры, и сформировал из наиболее эффективных элементов техники и формальных комплексов новую систему, которую он сам называл просто "Каратэ-Дзюцу", лишь позднее, с 1936 г. "Каратэ-До".

Сокан Мацумура Итосу Ясуцунэ
Сокан Мацумура Итосу Ясуцунэ

История Сётокана начинается с 1917 г., с поездки Фунакоси в Японию в Киото, где он впервые продемонстрировал технику Каратэ перед членами Братства Воинских Искусств в Бутокудэн, центре традиционных воинских искусств Японии. Поездка была организована министерством образования после того, как на Окинаве в учебных заведениях была введена новая учебная дисциплина — "Каратэ" и эксперимент оказался успешным. Однако, несмотря на успешную демонстрацию нового для традиционного Бу-Дзюцу искусства, оно далеко не сразу получило безусловное массовое признание в Японии. Возможно, потому что пришло в метрополию с дальней окраины и к тому же было иностранного происхождения. Во всяком случае определенные шовинистические настроения в японском обществе сыграли свою роль в судьбе древнего боевого искусства. В частности, это выразилось в том, что Фунакоси вынужден был перейти на иную терминологию, изменил названия ката и обратился к некоторым положениям кодекса самураев Бусидо.

Слухи о новом боевом искусстве стали распространяться по всей стране и постепенно дошли до императорского дома. В 1921 г. наследник трона проездом в Европу посетил замок в Сюри, где высокий гость захотел лично познакомиться с новинкой. Для демонстрации каратэ снова был приглашен Фунакоси, показавший свое искусство в ката, кумитэ и тэмасивари. Это окончательно решило дальнейшую судьбу каратэ. В 1922 г. Фунакоси был вновь приглашен в Японию, на общенациональную атлетическую выставку, где он с группой своих земляков подготовил и провел показательные выступления перед широкой аудиторией.

Вслед за этим Дзигаро Кано предложил выступить Фунакоси перед избранными членами Кодокана. Фунакоси предложил вниманию собравшихся ката Канку-Дай (Кусянку-Дай), а его ассистент Синкин Гима — Найханти и другие элементы. Кано предложил остаться на некоторое время у него в гостях и взять у Фунакоси несколько уроков. Согласие было дано.

Вероятно, почувствовав новые возможности для развития созданной им системы и посоветовавшись с семьей, Фунакоси рискнул остаться в Японии, поскольку в совершенстве владел японским языком и к тому же не был чужд литературному творчеству. В 1922 г. он открыл первый клуб Каратэ в Мэйсэй Дзюку, общежитии студентов с Окинавы, обучавшихся в метрополии. Днем он работал садовником, убирал помещения, зарабатывал на жизнь, а по вечерам в аудиториях преподавал Каратэ. Вскоре он написал первую книгу, которая называлась "Рюкю кэмпо: каратэ" и была опубликована в том же 1922 г. В 1924 г. случилось великое токийское землетрясение и подготовленный набор книг погиб. В том землетрясении Фунакоси потерял многих друзей и учеников. К 1926 г. он переработал и отредактировал первоначальный вариант рукописи и подготовил к изданию книгу под новым названием "Рэнтан госин каратэ-дзюцу" или "Закалка тела и духа через искусство защиты каратэ".

В 1924 г. открылся клуб Каратэ в университете Кейо. В 30-х годах практически во всех крупнейших университетах уже функционировали клубы Каратэ. Так было в университетах Такусоку, Сёдай, Нихон, Мэйдзи, Хосэй и др.

Сётокан

В 1935 г. последователи Каратэ всей страны учредили комитет, который создал фонд для строительства первого, независимого Додзё, предназначенного для постижения Каратэ. Строительство здания началось в 1935 г. и было завершено весной 1936 г. В знак благодарности Мастеру брусок над входной дверью был украшен тремя иероглифами — "сё", "то" и "кан""дом Сёто". Учитель Фунакоси в возрасте 67 лет разулся и вошел в первое додзё каратэ. После налета на Пирл-Харбор в декабре 1941 г. сторонники войны с Америкой провели большую демонстрацию в поддержку налета, в результате легкая постройка была разрушена. В 1949 г. ученики Фунакоси создали официальную организацию "Нихон Каратэ Кёкай" (JKA)"Японскую Ассоциацию Каратэ" и избрали мастера Фунакоси главным наставником. Сигэру ЭгамиОднако в среде последователей наметилась трещина, разделившая их на два лагеря: сторонников и противников учения Фунакоси. Последние считали некоторые положения доктрины учителя слишком догматичными и жесткими. К тому же добавились раздоры в руководстве JKA. Результатом конфликта стало организационное отделение единомышленников Сигэру Эгами и Гэнсина Хирониси в виде самостоятельного течения — Каратэ-До Сётокай"каратэ-до общества Сёто". Так появился новый энергетический стиль Каратэ-До, основанный на дальнейшем развитии "внутренней" энергии адептов. Впоследствии С. Эгами написал книгу "Путь Каратэ — помимо техники".

Каратэ Ни Сэн Тэ Наси

Фунакоси провозгласил основополагающий принцип "Каратэ-До""Каратэ Ни Сэн Тэ Наси", или "атака в каратэ не имеет преимущества". Более широкое толкование означает: "каратэ не есть оружие агрессии". Тем самым Фунакоси подчеркнул идею гуманности, проповедуемую им в Каратэ-До. Однако наряду с общефилософским смыслом, этот девиз содержит и прямой практический смысл, заключающийся в том, что в момент атаки рука или нога нападающего превращается в цель для защищающегося и она может быть поражена мощным блоком. Вот почему ката в Сётокане обязательно начинаются с блокирующего движения.

Ради справедливости нужно заметить, что фраза "Каратэ Ни Сэн Тэ Наси" имеет продолжение: "Каратэ Ва Сэн Тэ Нари". Тогда в целом это звучит так: "В каратэ не нападают первым, в каратэ бьют первым". Это отвечает на вопрос о пресечении агрессии, и нужно ли дожидаться первого удара со стороны противника? То есть агрессия начинается раньше, чем атака. Проще говоря, если противник решил напасть, то нужно первым нанести удар. До последних дней жизни мастер стремился усовершенствовать своё детище. Во многом ему помогали сыновья.

Большой вклад в становление Каратэ как спортивной дисциплины внес Ёситака Фунакоси. Современники называли его "гениальным каратэкой", а ученики именовали "вака сэнсэй" — "молодой учитель". Ёситака ввел удары ногами по верхнему уровню, круговые и обратные круговые, ему также приписывается введение в канон стиля таких ударов, как Гяку-Маваси-Гери и Какато-Гери. Младший Гиго продолжает работать в США.

Изучение Сётокана относительно труднее, чем изучение других стилей, и обусловлено это рядом причин:

— во-первых, это самый жесткий из всех стилей Каратэ-До, изначально требующий хорошей физической подготовки и предельной самоотдачи.

Нагрудная эмблема Сётокана (JKA) Нагрудная эмблема Сётокана (SKI)
Нагрудная эмблема Сётокана (JKA) Нагрудная эмблема Сётокана (SKI)

Не случайно на эмблеме стиля изображен тигр. Известно, что в стенах Шаолиня с XV в. практиковались 5 "звериных" стилей. Одним из них был Тигр, характеризовавшийся резкими, мощными и стремительными атаками и перемещениями и предназначавшийся для развития и укрепления мышц и костей. В Сётокане, с точки зрения требований, предъявляемых к технике исполнения, полное соответствие канонам Шаолиня обязательны та же резкость, мощь, сила, низкие стойки, предельная концентрация усилий в любом действии. Эти качества были обязательны в Сюри-Тэ Итосу, они же стали обязательными и в Сётокане. Так сохранилась традиция старошаолиньского цюань-фа.

— во-вторых, в каждом техническом приеме обязательна реализация совокупности нескольких параметров одновременно:

  • правильного дыхания, что помогает активизировать циркуляцию КИ;
  • своевременности действия;
  • контроля движения ударной конечности, т. е. четкого окончания приема;
  • развития максимально возможной силы и скорости за минимально короткий отрезок времени, особенно в конечной фазе удара или блока;

— в-третьих, программа обучения довольно обширна — необходимо изучение более 20 ката.

Особенно серьезное внимание уделяется:

— выработке жесткого баланса, общей устойчивости, что достигается длительной отработкой низких, глубоких стоек;

— вращательным "щелчковым" движением бедер в горизонтальной плоскости в прямом или обратном удару направлении, что генерирует огромную разрушительную силу в ударах и блоках;

— мышечному балансу, т. е. своевременному и мгновенному включению всех групп мышц-антагонистов (сгибателей и разгибателей) в конечной фазе поступательной траектории движения ударной поверхности, когда положительное ускорение мгновенно сменяется отрицательным (если это возвратное движение) или резкой остановкой, благодаря чему возникает импульс от удара или блока, или ударная волна, распространяющаяся вглубь поражаемой поверхности. Формирование психофизических характеристик адепта идет через целенаправленную и очень интенсивную работу над телом. Погружение в условия жесткой дисциплины и самодисциплины и большой объем физических нагрузок предопределяют разрушение эгоцентризма и призвана развить твердость характера, трудолюбие и гуманность.

Философия Сётокана проста:

— главное в атаке есть правильный выбор момента для нападения, быстрота и максимальная эффективность при минимуме средств. В защите - надежность и сила блока, чтобы у противника не возникало желания снова идти в атаку;

— основное оружие — мощные реверсивные прямые удары руками, удары в выпаде, резкие удары ногами по среднему уровню в корпус, подбивы под опорную или под обе ноги;

— принцип ударов ногами: "Человек прочнее стоит на двух ногах, чем на одной". К тому же удар в голову практически не эффективен при обостренном чувстве дистанции, развитию которого придается решающее значение в стиле. Поэтому последователи Сётокана стремятся поменьше использовать экзотические элементы, более пригодные для кино, и предпочитают реализовать принцип "Иккен-Хисацу" ("одним ударом — наповал").

Уровень технического мастерства определяется системой ученических ступеней — Кю и мастерских степеней — Дан. Существует в различных организациях разные классификации ступеней Кю (цветных поясов). Существует версия о том, что система поясов была заимствована Г. Фунакоси из дзюдо Д. Кано.

Эмблема Всемирного Союза Организаций Каратэ-До (ВУКО) Эмблема Международной Федерации Традиционного Каратэ (ИТКФ)

Стиль Сётокан входит во Всемирный Союз Организаций Каратэ-До (ВУКО), в Международную Федерацию Традиционного Каратэ (ИТКФ).

За основу взят материал из книги "Каратэ-до" В. Галан

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Голосование

Какими единоборствами Вы занимаетесь?
 
Main page Contacts Search Contacts Search